10:00 - 20:00 (без выходных)
Каталог
Каллиграфические кисти в акварели
27.05.2019

Каллиграфические кисти не являются стандартным инструментом акварелиста, но с каждым годом они завоёвывают всё большее признание среди художников. Давайте рассмотрим, в чём их особенность и чем они отличаются от кистей классических.

Что нужно знать о каллиграфических кистях?

Исторически изготовление кистей в Китае было очень кропотливым и сложным занятием, которое проходило множество этапов. Хорошие кисти всегда стоили дорого и позволить их себе мог не каждый. Наряду с тушью и чернильницей кисть считается настоящим сокровищем каллиграфа.

Процесс изготовления каллиграфических кистей отличается от европейской методики, считается, что его невозможно полностью автоматизировать, поэтому до сих пор такие кисти собирают вручную. Сами кисти так же имеют свои особенности:

 

  • Часто восточные кисти вообще не имеют обоймы, а если и имеют, то не металлическую. В кистях без обоймы перевязанный пучок ворса проклеивается и вставляется в специальное углубление прямо внутрь ручки. Такие кисти обычно очень лёгкие и имеют в руке другой баланс по сравнению с кистями в металлической обойме;
  • В каллиграфической кисти все волоски одной длины, что становится заметно, если кисть размочить в воде и сплющить пальцами. Такая особенность сборки не мешает им собираться в идеальную форму с острым кончиком;
  • Многие восточные кисти состоят не из одного типа ворса, а являются смешанными. Причем, во-первых, они поражают разнообразием используемого материала для волосяных пучков (например, можно запросто встретить кисть из куриных перьев), а во-вторых, в одной кисти спокойно могут сочетаться по 3-4 различных вида ворса.
    Традиционно китайские кисти изготавливаются только из натурального волоса. Сейчас в составе кистей можно встретить синтетику, она добавляется для упругости;

  • Из-за плотной набивки и большого количества вбираемой воды, каллиграфические кисти не всегда промываются хорошо и до конца. А для полного просыхания и сохранения формы их принято сушить, подвешивая ворсом вниз. Специально для этих целей почти у каждой кисти с обратной стороны ручки есть тряпичная петелька. В Китае кисти вешают на специальные сушилки или на самодельные крючки.

Цена?

Исходя из всего вышеперечисленного, напрашивается вывод: хорошая восточная кисть не может стоить дёшево!
С этой мыслью в голове уже каждый сам для себя решает, где тот подходящий ему баланс между ценой и качеством.

Какими бывают каллиграфические кисти?

На Востоке есть немало видов живописи и стилей каллиграфического письма, для каждого из которых предназначаются определённые кисти. Так как у нас с вами другая задача, не будем слишком углубляться в эту тему. Отметим несколько принципиальных моментов.

Все восточные кисти мы привыкли называть каллиграфическими (и даже здесь в статье), но идеологически это не совсем верно. Хорошая кисть для каллиграфии должна быть упругой и после мазка самостоятельно возвращаться в идеальную форму, в кистях для живописи допускается деформация ворса (вспомним мягкие кисточки из козы). В целом, к кистям для каллиграфии предъявляются более строгие требования.

 

Восточные кисти имеют специальную маркировку, чтобы профессионал мог понять, для чего предназначен каждый конкретный экземпляр. На что обратить внимание непрофессионалу?

  • Размер кисти
    Размеры каллиграфических кистей имеют очень широкий диапазон. Богатый выбор кистей для миниатюры здесь вы, возможно не найдёте, зато ряд крупных размеров заметно шире, чем у европейских брендов. Вы можете дополнить свою коллекцию нестандартными размерами, или, наоборот, взять для сравнения кисти более привычной величины.
  • Длина ворса
    Выставка ворса может быть как привычной небольшой и средней длины, так и очень длинной. Помним, чем длиннее ворс, тем менее контролируемый будет мазок. Что интересно, в восточных кистях экстремально длинный ворс встречается не только у контурных кистей типа линеров.

  • Жёсткость кисти
    Как мы уже выяснили, в зависимости от типа используемого ворса сильно меняется жёсткость и упругость кисти. Мягкие кисти изготавливаются, например, из шерсти козы или овцы, из меха кролика. В жёстких кистях можно встретить конский волос, шерсть медведя и барсука. Кроме жёстких и мягких кисти могут быть комбинированными (универсальными). Выбирать кисть по жёсткости нужно в зависимости от того, как именно вы рассчитываете её использовать.


Как применять в акварели?

Восточные кисти изначально предназначены для работы с тушью или красками на водной основе, поэтому и для акварели подходят хорошо.

Различные по параметрам кисти можно применять в разных целях, например:

  • Кисти с податливым ворсом (например, из козы) прекрасно подходят для создания и проработки фактур. Трава, текстура древесины, шероховатая поверхность – сухие мазки отлично с этим справятся;
  • Мягкие кисти большого размера удобны для заливок на крупных форматах (А2 и больше) и обойдутся бюджетнее, чем белка аналогичного размера;

  • Упругие каллиграфические кисти и кисти с длинной выставкой ворса можно использовать в повседневной работе для создания более живых и динамичных мазков.

 

Конечно, способов применять в акварели восточные кисти намного больше, всё ограничивается только вашей фантазией. Эти кисти подходят и нравятся не всем, но однозначно стоят того, чтобы попробовать и принять решение самостоятельно. Также неплохо иметь в запаснике одну-две таких кисточки на всякий случай.