контакт-центра
Сб,Вс: Выходной
При выборе Самовывоза бонусные баллы учитываться не будут. Оставить Самовывоз?
Василий Васильевич Кандинский, (родился 4 декабря 1866 года, Москва, Россия - умер 13 декабря 1944 года, Нейи-сюр-Сен, Франция), художник русского происхождения, один из родоначальников и создателей чистой абстракции в современной живописи. После успешных авангардных выставок он основал влиятельную мюнхенскую группу Der Blaue Reiter («Синий всадник»; в 1911–1914 годах) и начал исповедовать исключительно абстрактную живопись. Его формы эволюционировали от жидких и органических к геометрическим и, наконец, к пиктографическим (например, Tempered Élan, 1944).
Мать Кандинского была москвичкой, одна из его прабабушек - монгольской принцессой, а его отец - уроженец Кяхты, сибирского города недалеко от китайской границы; мальчик вырос с культурным наследием, которое было отчасти европейским, а отчасти азиатским. Его семья была благородной, состоятельной и любила путешествовать; будучи еще ребенком, он познакомился с Венецией, Римом, Флоренцией, Кавказом и Крымским полуостровом. В Одессе, где его родители поселились в 1871 году, он окончил среднюю школу и стал исполнителем-любителем на фортепиано и виолончели. Он также стал художником-любителем, и позже он вспомнил, как своего рода первый импульс к абстракции, подростковое убеждение, что у каждого цвета есть таинственная собственная жизнь.
В 1886 году он начал изучать право и экономику в Московском университете, но продолжал испытывать необычные чувства к цвету, поскольку он размышлял о яркой архитектуре города и его коллекциях икон; в последнем, как он сказал, можно найти корни его собственного искусства. В 1889 году университет отправил его с этнографической миссией в Вологодскую губернию, на лесной север, и он вернулся с постоянным интересом к часто резким, нереалистичным стилям русской народной живописи. В том же году он обнаружил картины Рембрандта в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и продолжил свое визуальное образование поездкой в Париж. Он продолжил свою академическую карьеру и в 1893 году получил степень доктора наук.
К этому времени, согласно его воспоминаниям, он потерял большую часть своего раннего энтузиазма по отношению к общественным наукам. Однако он чувствовал, что искусство было «роскошью, запрещенной для русских». В конце концов, после периода преподавания в университете, он принял должность директора фотографической секции московской типографии. В 1896 году, когда он приближался к своему 30-летию, он был вынужден выбрать один из возможных вариантов будущего, поскольку ему была предложена уважаемая должность профессора юриспруденции в Университете Дорпата (позже названного Тарту) в Эстонии, который затем подвергался русификации. В тот момент, что он назвал «сейчас или никогда», он отклонил предложение и сел на поезд в Германию с намерением стать художником.
На тот момент, у Кандинского уже был некоторый авторитет в обществе, который способствовал бы его успеху как учителя в последующие годы. Он был высокий, широкоплечий, безукоризненно одетый и носил очки-пенсне; у него была привычка держать голову высоко и, казалось, смотреть вниз на вселенную. По словам знакомых, он напоминал смесь дипломата, ученого и монгольского принца. Но на данный момент, он был самым обычным начинающим художником, и он поступил в качестве такового в частную школе в Мюнхене, управляемой Антоном Азбе. После двух лет обучения под руководством Азбе, последовал один год работы, а затем зачисление в Мюнхенскую академию в класс Франца фон Штука. Кандинский вышел из академии с дипломом в 1900 году и в течение следующих нескольких лет добился умеренных успехов как компетентный профессиональный художник, знакомый с современными тенденциями.
Начиная с основы реализма 19-го века, он находился под влиянием импрессионизма, линий хлыста и декоративных эффектов ар-нуво (называемого югендстилем в Германии), точечной техники неоимпрессионизма (или пуантилизма) и сильных, нереальных цветов среднеевропейского экспрессионизма и французского фовизма. Часто он рассказывал, что не забыл иконы своей родной Москвы и народное искусство Вологды; иногда он предавался игре с цветами насильственных оттенков, которые бы порадовали его азиатских предков. Он выставлялся с авангардными группами и в крупных неакадемических шоу, которые возникли по всей Европе - с группой Мюнхенской фаланги (президентом которой он стал в 1902 году), с группой Berlin Sezession, в парижских Salon d'Automne and Salon. des Indépendants, и с дрезденской группой, которая называла себя Die Brücke («Мост»). В 1903 году в Москве у него было первое персональное шоу, а в следующем году - еще два в Польше. В период с 1903 по 1908 год он много путешествовал, из Голландии на юг, вплоть до Туниса, и из Парижа обратно в Россию, останавливаясь на несколько месяцев в Кайруане (Тунис), Рапалло (Италия), Дрездене, парижском пригороде Севр, и Берлин.
В 1909 году Кандинский и немецкая художница Габриэле Мюнтер, которая с 1902 года была его любовницей, приобрели дом в небольшом городке Мурнау на юге Баварии. Работая часть времени в Мурнау и часть времени в Мюнхене, он начал процесс, который привел к появлению его первого поразительно личного стиля и, наконец, к историческому прорыву в чисто абстрактной живописи.
Никто не мог быть менее эстетичным, менее зависимым от «искусства ради искусства», чем Кандинский. Кроме того, он не был прирожденным художником, который мог наслаждаться физическими свойствами масла и пигмента, не заботясь о том, что они собой представляют. Он хотел такую картину, на которой цвета, линии и формы, освобожденные от стандартных рамок, могли бы развиться в визуальный «язык», приближенный, на его взгляд, к абстрактному «языку» музыки – способный выражать общие идеи и вызывать глубокие эмоции.
В картине Blue Mountain (1908), эволюция в сторону непредставления уже явно идет; формы схематичны, цвета неестественны и создается общий эффект ландшафта снов.
В «Пейзаж с локомотивом» (1909) подобные тенденции очевидны, вместе с началом того, что можно назвать взрывом в композиции.
Созданная в 1910 году Импровизация XIV уже, как предполагает ее несколько музыкальное название, практически абстрактна.
Кандинский был активным агитатором авангардного движения в Мюнхене, и внес свой посильный вклад в создание в 1909 году Ассоциации новых художников (Neue Künstlervereinigung).
После начавшихся разногласий в Ассоциации новых художников, он и немецкий художник Франц Марк основали в 1911 году неформальную конкурирующую группу, которая получила название Der Blaue Reiter («Голубой всадник») из названия одной из картин Кандинского 1903 года.
К этому времени Кандинский уже имел репутацию международного признанного художника. Василия Кандинского всегда тянуло к преподаванию, сначала он выступал в качестве преподавателя права и экономики сразу после получения университетского диплома, затем в качестве преподавателя школы живописи, которую он организовал в Мюнхене. Поэтому, когда в начале 1922 года ему предложили должность преподавателя в Веймаре в уже известной Баухаузской школе архитектуры и прикладного искусства, художник не колебался. Сначала его обязанности были немного далеки от его личной деятельности, потому что Баухауз не интересовался образованием «художников» в традиционном смысле этого слова. Он читал лекции по элементам формы, проводил цветной курс и руководил мастерской росписи.
Лишь в 1925 году, когда школа переехала из Веймара в Дессау, у него был класс «свободной» неприменяемой живописи. Несмотря на несколько рутинный характер его работы, однако, он, кажется, нашел жизнь в Баухаузе полезной и приятной.
Хотя он был гражданином Германии с 1928 года, он иммигрировал в Париж, когда в 1933 году нацисты заставили Баухауз закрыться. Последняя и одна из лучших его немецких картин – «Коричневый прогресс»; его название, вероятно, намекает на нацистских штурмовиков в коричневых рубашках, которые считали свое абстрактное искусство «вырожденным». Он прожил оставшиеся 11 лет своей жизни в квартире в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен, став натурализованным Французский гражданин в 1939 году.
В этот последний период его живопись, которую он начал предпочитать называть «конкретной», а не «абстрактной», стала в некоторой степени синтезом органической манеры мюнхенского периода и геометрической манеры периода Баухауза.
Визуальный язык, к которому он стремился по крайней мере с 1910 года, превратился в набор знаков, которые выглядят как почти дешифруемые сообщения, написанные на пиктограммах и иероглифах; многие признаки напоминают водных личинок, и время от времени появляется фигуративная рука или лицо лунного человека. Типичные работы: «Фиолетовая доминанта», «Доминантная кривая», «Пятнадцать», «Умеренность» и «Закаленный Элан».
Производство таких работ сопровождалось написанием эссе, в котором художник подчеркивал предполагаемый провал современного научного позитивизма и необходимость воспринимать то, что он назвал «символическим характером физических веществ».
Кандинский умер в 1944 году. Его влияние на искусство 20-го века было чрезмерным, и его стиль до сих пор часто просачивается через работы более доступных художников.